По закону или против него: оценка деятельности оффшорных компаний

По закону или против него: оценка деятельности оффшорных компаний

В сознании многих людей понятие «оффшор» ассоциируется с каким-то небольшим государством, где иностранные компании могут вести бизнес без уплаты налогов. Якобы такие территории в первую очередь служат для обхода требований налогового законодательства. Поэтому когда предпринимателям приходится открывать оффшорные компании, у них возникают сомнения относительно такой деятельности.

И все-таки, можно ли усмотреть нарушение закона при использовании оффшоров? Какие у этого могут быть риски и преимущества? Об этом расскажем далее…

Регулирование оффшорных зон: общие сведения

В последние годы попытки зарегулировать деятельность оффшоров становятся все более настойчивыми. Подобным юрисдикциям становится крайне сложно балансировать на грани между соответствием международным нормам права и предоставлением бизнесу оптимальных условий работы.

Давление на страны с лояльным налоговым законодательством обусловлено неспособностью других государств контролировать свои компании и получать прибыль от их деятельности. Например, предприниматель живет в Германии, а его организация зарегистрирована на Кипре. ФРГ не получает от него прибыль в виде налогов, поэтому стремится ограничить функции оффшоров.

Попытки влиять на такие страны сводятся к ужесточению международного законодательства. Например, принимаются новые нормы права, ограничивающие возможности таких зон на мировом финансовом рынке.

Регулирование

Как проявляется

На международном уровне

К оффшорам выдвигаются требования с разных сторон. В частности, они звучат от:

  • ФАТФ (Группа разработки мер борьбы с отмыванием денег) и ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития).
  • Союзов и объединений стран.

На национальном уровне

Здесь регулирование в виде принятия новых законов исходит от:

  • самих оффшорных территорий, стремящихся соответствовать требованиям международного законодательства;
  • государств, резиденты и граждане которых предпочитают вести бизнес в юрисдикциях с более подходящими условиями.

Это все общая информация. Далее перейдем к конкретике с указанием определенных норм регулирования.

Контролирующие инициативы: как происходит влияние на оффшоры?

Данные о собственниках (бенефициарах)

В попытке сделать бизнес максимально прозрачным от оффшорных компаний все чаще требуют разглашать личности конечных бенефициаров. То есть не номинальных директоров и прочих руководителей, а реальных владельцев организаций.

Желание контролировать деятельность таких фирм объясняется очень просто. Поскольку личности их собственников зачастую скрыты, то они теоретически могут выбирать стратегии развития с повышенными рисками, балансировать на грани законности (или переступать ее) и т.д.

Например, ФАТФ производит разработку международных стандартов, которых должны придерживаться все бизнес-структуры. Это некие рекомендации, в которых изложены требования к предпринимателям. Как правило, они сводятся к указанию деятельности, предоставлению отчетов и т.д.

Пункт 24 в них посвящен бенефициарам. В нем сказано, что юрисдикции обязаны регистрировать бенефициарных владельцев и вносить их данные в единый реестр. Для реализации этой инициативы многие страны ввели правило, согласно которому при регистрации фирм нужно указывать данные о реальных владельцах.

Перечисленные требования были реализованы не только в обычных странах, но и в классических оффшорах. Последние сделали это, чтобы не вступать в конфронтацию с мировым сообществом. Они были уверены, что указанное ужесточение не станет преградой для прихода в страны новых инвесторов и организаций.

Оффшор

Закон и его краткое содержание

 

Сейшельские острова

В 2020 году был утвержден новый нормативно-правовой акт, обязывающий все организации формировать реестры бенефициаров.

При этом важно понимать, что данные владельцев не находятся в открытом доступе. Ими располагают регистраторы, которые периодически загружают их в единую базу. Оттуда сведения могут брать некоторые госструктуры.

Белиз

В 2022 году в юрисдикции был принят Закон о компаниях, куда годом позже были внесены некоторые дополнения. В текущей редакции регистрационные органы должны получать исчерпывающие сведения о бенефициарных владельцах. Данные могут запрашивать только государственные структуры в рамках профильной деятельности.

БВО

Изначально в БВО существовал закон, защищающий бенефициаров. После пересмотра в 2021 году в нем появился пункт, обязывающий регистраторов не только выявлять владельцев, но и своевременно вносить полученные сведения в единую информсистему. Данные остаются в закрытом доступе для всех, кроме органов правопорядка.

Если говорить максимально упрощенно, введение реестров с данными бенефициарных владельцев априори снижает анонимность оффшоров. Несмотря на то, что эта информация фактически закрытая, есть риск ее попадания к третьим лицам (в том числе, конкурентам).

Теперь предпринимателям нужно внимательно выбирать страну для релокации или создания бизнеса. Необходимость предоставлять данные о владельцах вносит определенные коррективы в работу, но не отменяет привлекательности оффшорных зон. Также нужно учитывать следующие нюансы:

  • на организации возрастает административная нагрузка — им нужно постоянно собирать данные, обновлять их и загружать в соответствующе базы;
  • растут риски — если передать неполные сведения или недостоверные, либо вообще отказаться от их предоставления, возможные административные и иные санкции.

В целом, с принятием подобных законов возрос уровень контроля госорганов.

Добавление оффшоров в «серые» и «черные» списки

Другой инструмент воздействия — добавление юрисдикций в «черные» и «серые» списки. Для начала рассмотрим первые.

Если компании зарегистрированы в странах из такого списка, то подвергаются более тщательным проверкам, для них отсутствуют или сильно урезаны возможные льготы. Им сложней вести бизнес на международном уровне.

Основная особенность «блэк-листов» в том, что они актуальны на всех уровнях — могут применяться отдельными странами и государственными объединениями. В первом случае организации сталкиваются с локальными ограничениями, во втором — с глобальными. В качестве примера приведем РФ. В нашей стране за формирование черных списков отвечают сразу несколько госорганов. Они должны отслеживать изменения в законодательстве разных государств и при обнаружении признаков оффшоров вносить их в указанные перечни.

Вот лишь некоторые из таких списков:

  • список ЦБ — содержится в Приложении 1 к Указанию Банка России № 1317-У от 07.08.2003;
  • список Минфина — утвержден специальным приказом № 35н от 08.03.2024;
  • список ФНС — утвержден Приказом № Ед-7-17/914@ от 01.12.2023.

Существуют разные негативные последствия для компаний с регистрацией в юрисдикциях из черных списков. Приведем наиболее существенные:

  • Все сделки с такими организациями автоматически получают статус контролируемых. Он обязывает подавать отдельные уведомления о проведении любых операций и полностью раскрывать подробности о них по первому требованию ФНС.
  • Контролируемые иностранные компании (КИК) с регистрацией в оффшорных зонах не могут претендовать на нулевые ставки налогообложения.
  • Все дивиденды, получаемые организациями в оффшорных зонах из черного списка должны облагаться налогами по базовым ставкам (без каких-либо льгот).

Черные списки создают определенные барьеры для компаний из стран с льготными условиями налогообложения.

Оффшоры из «серых» списков и зарегистрированные в них организации также находятся под пристальным вниманием контролирующих органов. Но уровень контроля менее выражен и почти не препятствует основной деятельности предпринимателей.

Обязательная экономическая деятельность в оффшорной зоне

ОЭСР относительно недавно выступил с идеей об обязательном экономическом присутствии иностранного бизнеса в странах с лояльным налоговым законодательством. Это предложение появилось в рамках реализации плана BEPS, направленного против злостного уклонения от уплаты налогов. То есть тех организаций, которые стремятся вывести прибыль без каких-либо сборов со стороны государства и размывают налоговую базу.

План предполагает введение обязательных налогов для оффшорных иностранных организаций. По мнению разработчиков инициативы, если такие фирмы будут нести затраты, то обязательно будут развивать бизнес внутри страны. Причем в этом же документе перечислены критерии, определяющие экономическое присутствие бизнеса:

  • штат сотрудников в стране регистрации;
  • обязательные операционные расходы;
  • наличие офиса на территории государства;
  • реальное управление с выполнением соответствующих функций.

Указанных правил придерживаются далеко не все юрисдикции. Но они стали обязательными в большинстве классических оффшоров. К ним относятся:

Государство

Норма права

Британские Виргинские Острова

Действующий нормативный правовой акт, в котором прописано обязательное экономическое присутствие иностранных компаний. Был принят в 2020 году, а в 2023 году его изменили в соответствии с требованиями международного законодательства.

Сейшелы

Ст. 53 Закона о налоге на предпринимательскую деятельность. Она обязывает организации обеспечить достаточное экономическое присутствие. Норма права была принята в 2020 году.

Багамы

Специальный закон о коммерческих фирмах, предполагающий их реальное экономическое присутствие на территории государства. Начал действовать в 2023 году.

Белиз

Нормативный акт, в котором все зарубежные организации должны вести экономическую деятельность в оффшорной зоне. Закон вступил в действие в 2020 году.

Идеи экономического присутствия и соответствующие законы оказывают влияние на бизнес — предпринимателям приходится нести дополнительные расходы для соответствия указанным требованиям. Но это ни в коем случае не идет в разрез с действующим законодательством указанных оффшорных зон. Напротив, показывает серьезность намерений компаний вести и развивать свою деятельность, вкладывать в нее силы и средства.

Насколько охотно банки сотрудничают с оффшорными компаниями?

Государственные и коммерческие банки за последние несколько лет существенно ужесточили требования к бизнесу из оффшоров. Если 5-7 лет назад открытие счетов и проведение финансовых операций не вызывало проблем, то сейчас это сопряжено с определенными сложностями. Они объясняются следующими причинами:

  • Увеличение числа документов, необходимых для прохождения клиентской проверки (процедура называется KYC), а также для уточнения происхождения доходов. Причем бумаги нужно регулярно обновлять.
  • Ужесточение мер, направленных против финансирования терроризма (CFT) и отмывания денег (AML).
  • Введение дополнительных проверок по операциям в рамках уже существующих счетов.
  • Банальный отказ банков в обслуживании, связанный с опасениями навредить своей репутации. И даже если в данный момент им ничто не угрожает, то финансовые организации все равно перестраховываются на будущее.

Указанные факторы привели к удорожанию процедуры открытия счетов и сделали ее более длительной. Кроме этого они создали угрозу для блокировки новых и действующих счетов, которую проводят при появлении малейших подозрений о незаконной деятельности компаний.

Ключевые аспекты использования оффшорных организаций

Деятельность компаний из многих оффшоров сильно зарегулирована, поэтому для их продуктивного и безопасного использования необходимо соблюдать определенные правила. Они указаны далее в таблице.

Правило

Содержание

Внутренняя документация организаций

Нельзя вести деятельность без финансовой документации, которую нужно тщательно вести и хранить в надежном месте.

Доступ к данным

Нужно принять тот факт, что контролирующие органы могут в любой момент затребовать внутреннюю информацию и документы, касающиеся бенефициаров и самой деятельности компаний. Эти данные следует предоставлять незамедлительно.

Доп. траты

Операции, направленные на реальное экономическое присутствие в стране регистрации. Это содержание офиса, зарплата сотрудников и т.д.

Вероятные сложности и ограничения

Существуют направления бизнеса, куда вход оффшорным компаниям закрыт по умолчанию. Это могут быть сферы стратегического значения, касающиеся владения земли и т.д.

Выводы

Даже в условиях возникающих ограничений оффшоры сохраняют свою привлекательность. Они открывают широкие возможности для ведения бизнеса внутри страны и за ее пределами. Причем в подавляющем большинстве случаев деятельность оффшоров соответствует внутреннему законодательству юрисдикций, где они зарегистрированы.

Многие страны препятствуют попыткам компаний банально уходить от налогов. Для этого они вводят различные стимулирующие и ограничительные меры, призванные мотивировать бизнес вести деятельность максимально открыто. Например, обязывают фирмы обеспечивать реальное экономическое присутствие.

Законность работы оффшорных организаций не подлежит сомнению. Но возможны отдельные исключения, коих немало даже в странах, не имеющих статуса «оффшорных».