По закону или против него: оценка деятельности оффшорных компаний
В сознании многих людей понятие «оффшор» ассоциируется с каким-то небольшим государством, где иностранные компании могут вести бизнес без уплаты налогов. Якобы такие территории в первую очередь служат для обхода требований налогового законодательства. Поэтому когда предпринимателям приходится открывать оффшорные компании, у них возникают сомнения относительно такой деятельности.
И все-таки, можно ли усмотреть нарушение закона при использовании оффшоров? Какие у этого могут быть риски и преимущества? Об этом расскажем далее…
Регулирование оффшорных зон: общие сведения
В последние годы попытки зарегулировать деятельность оффшоров становятся все более настойчивыми. Подобным юрисдикциям становится крайне сложно балансировать на грани между соответствием международным нормам права и предоставлением бизнесу оптимальных условий работы.
Давление на страны с лояльным налоговым законодательством обусловлено неспособностью других государств контролировать свои компании и получать прибыль от их деятельности. Например, предприниматель живет в Германии, а его организация зарегистрирована на Кипре. ФРГ не получает от него прибыль в виде налогов, поэтому стремится ограничить функции оффшоров.
Попытки влиять на такие страны сводятся к ужесточению международного законодательства. Например, принимаются новые нормы права, ограничивающие возможности таких зон на мировом финансовом рынке.
Регулирование |
Как проявляется |
На международном уровне |
К оффшорам выдвигаются требования с разных сторон. В частности, они звучат от:
|
На национальном уровне |
Здесь регулирование в виде принятия новых законов исходит от:
|
Это все общая информация. Далее перейдем к конкретике с указанием определенных норм регулирования.
Контролирующие инициативы: как происходит влияние на оффшоры?
Данные о собственниках (бенефициарах)
В попытке сделать бизнес максимально прозрачным от оффшорных компаний все чаще требуют разглашать личности конечных бенефициаров. То есть не номинальных директоров и прочих руководителей, а реальных владельцев организаций.
Желание контролировать деятельность таких фирм объясняется очень просто. Поскольку личности их собственников зачастую скрыты, то они теоретически могут выбирать стратегии развития с повышенными рисками, балансировать на грани законности (или переступать ее) и т.д.
Например, ФАТФ производит разработку международных стандартов, которых должны придерживаться все бизнес-структуры. Это некие рекомендации, в которых изложены требования к предпринимателям. Как правило, они сводятся к указанию деятельности, предоставлению отчетов и т.д.
Пункт 24 в них посвящен бенефициарам. В нем сказано, что юрисдикции обязаны регистрировать бенефициарных владельцев и вносить их данные в единый реестр. Для реализации этой инициативы многие страны ввели правило, согласно которому при регистрации фирм нужно указывать данные о реальных владельцах.
Перечисленные требования были реализованы не только в обычных странах, но и в классических оффшорах. Последние сделали это, чтобы не вступать в конфронтацию с мировым сообществом. Они были уверены, что указанное ужесточение не станет преградой для прихода в страны новых инвесторов и организаций.
Оффшор |
Закон и его краткое содержание
|
Сейшельские острова |
В 2020 году был утвержден новый нормативно-правовой акт, обязывающий все организации формировать реестры бенефициаров. При этом важно понимать, что данные владельцев не находятся в открытом доступе. Ими располагают регистраторы, которые периодически загружают их в единую базу. Оттуда сведения могут брать некоторые госструктуры. |
Белиз |
В 2022 году в юрисдикции был принят Закон о компаниях, куда годом позже были внесены некоторые дополнения. В текущей редакции регистрационные органы должны получать исчерпывающие сведения о бенефициарных владельцах. Данные могут запрашивать только государственные структуры в рамках профильной деятельности. |
БВО |
Изначально в БВО существовал закон, защищающий бенефициаров. После пересмотра в 2021 году в нем появился пункт, обязывающий регистраторов не только выявлять владельцев, но и своевременно вносить полученные сведения в единую информсистему. Данные остаются в закрытом доступе для всех, кроме органов правопорядка. |
Если говорить максимально упрощенно, введение реестров с данными бенефициарных владельцев априори снижает анонимность оффшоров. Несмотря на то, что эта информация фактически закрытая, есть риск ее попадания к третьим лицам (в том числе, конкурентам).
Теперь предпринимателям нужно внимательно выбирать страну для релокации или создания бизнеса. Необходимость предоставлять данные о владельцах вносит определенные коррективы в работу, но не отменяет привлекательности оффшорных зон. Также нужно учитывать следующие нюансы:
- на организации возрастает административная нагрузка — им нужно постоянно собирать данные, обновлять их и загружать в соответствующе базы;
- растут риски — если передать неполные сведения или недостоверные, либо вообще отказаться от их предоставления, возможные административные и иные санкции.
В целом, с принятием подобных законов возрос уровень контроля госорганов.
Добавление оффшоров в «серые» и «черные» списки
Другой инструмент воздействия — добавление юрисдикций в «черные» и «серые» списки. Для начала рассмотрим первые.
Если компании зарегистрированы в странах из такого списка, то подвергаются более тщательным проверкам, для них отсутствуют или сильно урезаны возможные льготы. Им сложней вести бизнес на международном уровне.
Основная особенность «блэк-листов» в том, что они актуальны на всех уровнях — могут применяться отдельными странами и государственными объединениями. В первом случае организации сталкиваются с локальными ограничениями, во втором — с глобальными. В качестве примера приведем РФ. В нашей стране за формирование черных списков отвечают сразу несколько госорганов. Они должны отслеживать изменения в законодательстве разных государств и при обнаружении признаков оффшоров вносить их в указанные перечни.
Вот лишь некоторые из таких списков:
- список ЦБ — содержится в Приложении 1 к Указанию Банка России № 1317-У от 07.08.2003;
- список Минфина — утвержден специальным приказом № 35н от 08.03.2024;
- список ФНС — утвержден Приказом № Ед-7-17/914@ от 01.12.2023.
Существуют разные негативные последствия для компаний с регистрацией в юрисдикциях из черных списков. Приведем наиболее существенные:
- Все сделки с такими организациями автоматически получают статус контролируемых. Он обязывает подавать отдельные уведомления о проведении любых операций и полностью раскрывать подробности о них по первому требованию ФНС.
- Контролируемые иностранные компании (КИК) с регистрацией в оффшорных зонах не могут претендовать на нулевые ставки налогообложения.
- Все дивиденды, получаемые организациями в оффшорных зонах из черного списка должны облагаться налогами по базовым ставкам (без каких-либо льгот).
Черные списки создают определенные барьеры для компаний из стран с льготными условиями налогообложения.
Оффшоры из «серых» списков и зарегистрированные в них организации также находятся под пристальным вниманием контролирующих органов. Но уровень контроля менее выражен и почти не препятствует основной деятельности предпринимателей.
Обязательная экономическая деятельность в оффшорной зоне
ОЭСР относительно недавно выступил с идеей об обязательном экономическом присутствии иностранного бизнеса в странах с лояльным налоговым законодательством. Это предложение появилось в рамках реализации плана BEPS, направленного против злостного уклонения от уплаты налогов. То есть тех организаций, которые стремятся вывести прибыль без каких-либо сборов со стороны государства и размывают налоговую базу.
План предполагает введение обязательных налогов для оффшорных иностранных организаций. По мнению разработчиков инициативы, если такие фирмы будут нести затраты, то обязательно будут развивать бизнес внутри страны. Причем в этом же документе перечислены критерии, определяющие экономическое присутствие бизнеса:
- штат сотрудников в стране регистрации;
- обязательные операционные расходы;
- наличие офиса на территории государства;
- реальное управление с выполнением соответствующих функций.
Указанных правил придерживаются далеко не все юрисдикции. Но они стали обязательными в большинстве классических оффшоров. К ним относятся:
Государство |
Норма права |
Британские Виргинские Острова |
Действующий нормативный правовой акт, в котором прописано обязательное экономическое присутствие иностранных компаний. Был принят в 2020 году, а в 2023 году его изменили в соответствии с требованиями международного законодательства. |
Сейшелы |
Ст. 53 Закона о налоге на предпринимательскую деятельность. Она обязывает организации обеспечить достаточное экономическое присутствие. Норма права была принята в 2020 году. |
Багамы |
Специальный закон о коммерческих фирмах, предполагающий их реальное экономическое присутствие на территории государства. Начал действовать в 2023 году. |
Белиз |
Нормативный акт, в котором все зарубежные организации должны вести экономическую деятельность в оффшорной зоне. Закон вступил в действие в 2020 году. |
Идеи экономического присутствия и соответствующие законы оказывают влияние на бизнес — предпринимателям приходится нести дополнительные расходы для соответствия указанным требованиям. Но это ни в коем случае не идет в разрез с действующим законодательством указанных оффшорных зон. Напротив, показывает серьезность намерений компаний вести и развивать свою деятельность, вкладывать в нее силы и средства.
Насколько охотно банки сотрудничают с оффшорными компаниями?
Государственные и коммерческие банки за последние несколько лет существенно ужесточили требования к бизнесу из оффшоров. Если 5-7 лет назад открытие счетов и проведение финансовых операций не вызывало проблем, то сейчас это сопряжено с определенными сложностями. Они объясняются следующими причинами:
- Увеличение числа документов, необходимых для прохождения клиентской проверки (процедура называется KYC), а также для уточнения происхождения доходов. Причем бумаги нужно регулярно обновлять.
- Ужесточение мер, направленных против финансирования терроризма (CFT) и отмывания денег (AML).
- Введение дополнительных проверок по операциям в рамках уже существующих счетов.
- Банальный отказ банков в обслуживании, связанный с опасениями навредить своей репутации. И даже если в данный момент им ничто не угрожает, то финансовые организации все равно перестраховываются на будущее.
Указанные факторы привели к удорожанию процедуры открытия счетов и сделали ее более длительной. Кроме этого они создали угрозу для блокировки новых и действующих счетов, которую проводят при появлении малейших подозрений о незаконной деятельности компаний.
Ключевые аспекты использования оффшорных организаций
Деятельность компаний из многих оффшоров сильно зарегулирована, поэтому для их продуктивного и безопасного использования необходимо соблюдать определенные правила. Они указаны далее в таблице.
Правило |
Содержание |
Внутренняя документация организаций |
Нельзя вести деятельность без финансовой документации, которую нужно тщательно вести и хранить в надежном месте. |
Доступ к данным |
Нужно принять тот факт, что контролирующие органы могут в любой момент затребовать внутреннюю информацию и документы, касающиеся бенефициаров и самой деятельности компаний. Эти данные следует предоставлять незамедлительно. |
Доп. траты |
Операции, направленные на реальное экономическое присутствие в стране регистрации. Это содержание офиса, зарплата сотрудников и т.д. |
Вероятные сложности и ограничения |
Существуют направления бизнеса, куда вход оффшорным компаниям закрыт по умолчанию. Это могут быть сферы стратегического значения, касающиеся владения земли и т.д. |
Выводы
Даже в условиях возникающих ограничений оффшоры сохраняют свою привлекательность. Они открывают широкие возможности для ведения бизнеса внутри страны и за ее пределами. Причем в подавляющем большинстве случаев деятельность оффшоров соответствует внутреннему законодательству юрисдикций, где они зарегистрированы.
Многие страны препятствуют попыткам компаний банально уходить от налогов. Для этого они вводят различные стимулирующие и ограничительные меры, призванные мотивировать бизнес вести деятельность максимально открыто. Например, обязывают фирмы обеспечивать реальное экономическое присутствие.
Законность работы оффшорных организаций не подлежит сомнению. Но возможны отдельные исключения, коих немало даже в странах, не имеющих статуса «оффшорных».